Варлам Шаламов

Замечательные мальчики

(заявка в издательство)

Карандашный автограф В.Т. Шаламова (РГАЛИ, ф. 2596, оп. 3, ед. хр. 121, л. 58–62) не датирован, но его, по ряду признаков, можно отнести к 1957 г. Это время включения писателя в активную литературную деятельность после возвращения в Москву и брака с О.С. Неклюдовой. Собственно, заявку на сборник (или серию книг «Замечательные мальчики», предназначавшуюся, вероятно, для издательства «Детская литература») можно считать совместным плодом мыслей В.Т. Шаламова и О.С. Неклюдовой — писательницы для юношества. Чей-либо приоритет в данном случае утверждать сложно, однако, и впоследствии В.Т. Шаламов не раз повторял: «Детство знаменитых людей — это всегда источник подражания, примера, желания повторить судьбу любимого героя»; «впечатления детства, восприятия детские играют чрезвычайно важную роль в формировании характера человека» («Четвертая Вологда»).

К сожалению, прекрасная идея о книжной серии «Замечательные мальчики» не осуществлена и поныне.

1. В нашей литературе разбросанно и неполно отражена чрезвычайно важная в воспитательном плане работа, рассказывающая в доступной и художественно полноценной форме о детстве и отрочестве знаменитых русских людей. Мы до сих пор не имеем на эту тему сборника, рассказа о знаменитых мальчиках — видных ученых, политических деятелях, военных гениях, работниках искусства и науки.

2. Детство знаменитых людей — это всегда источник подражания, примера, желания повторить судьбу любимого героя. У ребят огромная и законная тяга к такого рода литературе.

3. Литература наша не бедна биографиями знаменитых русских людей. Горьковская идея «Жизни знаменитых людей» воплощена достаточно удачно. Однако во всех этих биографических повестях (за немногими исключениями) основное внимание и место уделяется не детству, а времени творческой деятельности. Юношество еще находит себе материал, в этих биографиях, но мальчик или девочка — никогда.

4. Это происходит в силу пренебрежения к важной стороне дела, ибо нельзя думать, что биографических материалов детства мало. Их достаточно. Просто автор никогда не ставит себе этой задачи. Торопясь к изображению взрослой деятельности, мало доступной, конечно, ребятам.

5. Отсутствие внимания к такого рода тематике тем более недопустимо, что впечатления детства, восприятия детские играют чрезвычайно важную роль в формировании характера человека. Поэтому- то так велико значение подобного рода литературы.

6. Если мы обратимся к детству знаменитых людей, мы увидим в нем, в этом детстве, черты, общие для всякого знаменитого в будущем мальчика-ученого ли, художника ли, политика ли. Эти общие черты проявляются у каждого по-своему, но они налицо, и именно они-то делают детство знаменитого мальчика — великим инструментом воспитания.

7. Каковы же эти черты? Это — активная любовь к людям, доброта, чувство справедливости, организованность в труде, честность, стремление помочь семье, ярко выраженный и определенный интерес к тому делу, которое будет его призванием и местом в жизни. Доказать это нетрудно.

8. Таким образом, рассказ о детстве знаменитых людей всегда является могучим средством воспитания, полезным инструментом улучшения человеческой породы.

9. В каждой биографии замечательного мальчика можно найти яркие эпизоды, подчеркивающие те важные стороны их детства, о которых мы говорили выше. Художественный рассказ об этом, опирающийся на строго документированный, фактический материал, представляется нам наилучшей формой сообщения нашим ребятам этих важных и нужных сведений.

10. В дальнейшем мы предполагаем расширить такой сборник материалом о детстве знаменитых людей всего мира.

11. В сборник мы хотим включить для начала 40 детских биографий объемом каждая приблизительно по полпечатного листа, т. е. весь сборник будет состоять из 20 печатных листов + иллюстрации.

12. Детский сборник, понятно, должен быть изданием иллюстрированным. Нам бы хотелось, чтобы в худоформлении сборника участвовало несколько художников: баталисты оформляли бы детские военные биографии, мастера исторических полотен — биографии политических деятелей и т. п.

13. Каждый очерк этого сборника не должен быть простым изложением событий, происшедших с мальчиком за время с 8 до 12-14 лет, хотя и полностью соответствовать фактической стороне дела. Нет, он должен быть живым рассказом об одном-двух случаях из жизни ребенка.

14. Какие биографии предполагаем мы использовать для подобной работы.

Вожди Ученые Инженеры и техники Писатели и поэты Композиторы Живописцыи скульпторы Военные Театр
Опера
Путешественники
Ленин (лист) Попов
Яблочков
Тимирязев
Менделеев
Мичурин
Циолковский
Павлов
Сеченов
Лебедев
Ковалевская
Столетов
Жуковский
Можайский
Филатов
Мудров [1]
Усагин[2]
Уточкин[3]
Толстой
Горький
Чехов
Гоголь[4]
Достоевский
Пушкин
Добролюбов
Чернышевский
Лермонтов
Гоголь
Маяковский
Белинский
Герцен
Огарев
Некрасов
Н. Островский
Гончаров
Тютчев
Крылов
Грибоедов
Чайковский
Бородин
Скрябин
Гречанинов
Мусоргский
Римский-Корс<аков>
Глинка
Рахманинов
Балакирев


??[5]
Шостакович
Репин
Суриков
Шубин?[6]
Крамской
Перов
Левитан
Шишкин
Верещагин
Серов
Поленов
Тропинин
Федотов
Суворов
Чапаев
Кутузов
Станиславский
Ермолова
Шаляпин
Качалов
Собинов
Южин
Федотова
Щепкин
Пржевальский
Козлов[7]
Миклухо-Маклай
1957
Опубликовано впервые: Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. + т. 7, доп: Т. 7, дополнительный: Рассказы и очерки 1960–1970; Стихотворения; Статьи, эссе, публицистика; Из архива писателя. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. — С. 429–432.
Именной указатель: Белинский, Виссарион Григорьевич, Гоголь Н.В., Горький А.М., Достоевский Ф.М., Ленин В.И., Лермонтов, Михаил Юрьевич, Маяковский В.В., Некрасов Н.А., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чернышевский, Николай Гаврилович

Примечания

  • 1. Мудров Матвей Яковлевич (1776–1831) — знаменитый русский врач-инфекционист, уроженец г. Вологды.
  • 2. Усагин Иван Филиппович (1855–1919 — русский физик-самоучка, изобрел трансформатор.)
  • 3. Уточкин Сергей Исаевич (1876–1936) — один из первых русских авиаторов и летчиков-испытателей.
  • 4. Слово «Гоголь» в рукописи зачеркнуто.
  • 5. Вопросительные знаки стоят в рукописи.
  • 6. Вопросительные знаки стоят в рукописи.
  • 7. Козлов Петр Кузьмич (1863–1936) — исследователь Центральной Азии, академик.