Варлам Шаламов
Темы: Эстетика

Елена Волкова

Трагический парадокс Варлама Шаламова

    Глава 1. Эстетика прозаических текстов В. Шаламова. Как писать? Переход от поэзии к «колымской» прозе. Принцип достоверности чувства. Человек в XX в., а не лагерная тема. Тезисы и антитезисы: форма — тематика, всесилие искусства — беспомощность искусства, время переживания — время эстетического преображения. Мистический и эстетический опыт. Прозаические циклы.
    Глава 2. Трагическое и катарсис: классическое и неклассическое. Классические концепции трагического перед лицом XX века. Трагедия ошибки. Нравственный триумф в гибели. «Лагерная мистерия»и преодолевающая сила памяти. «Зачеловечность» и «сохранение человеческого». «Надгробное слово» и катарсический просвет. Текучесть границ между классическим и неклассическим.
    Глава 3. Смертная тропа и слово. Парадокс — перипетия—ирония. Страдание телесности, парадокс ее мудрости и поражения. Взаимопереход сюжетной перипетии и парадокса. Телесность — слово — жизнь—смерть. Парадоксы памяти и забвения. Иронико-парадоксальная стилистика. Диалог (согласие — несогласие) с историей и культурой.
    Глава 4. Ритм повествования и образ рассказчика. Надречевой и речевой ритм повествования. Ведущие концепции ритма прозы. Интонационно-смысловая роль повторов. Признаки ритмической прозы. Динамика смены ритмических фигур. «Милующая, добрая безнадежность ритма». Позиция рассказчика и художественные приемы автора. «Я» и «мы»в повествовании.
    Глава 5. Художественная деталь. Многомерность и парадоксальность символа. Предметно-изобразительная и психологическая деталь, переходящая в парадоксальный символ. «Навсегда» и «свобода»в парадоксальной изменчивости. «Холод» и «снег», «белизна» и «синева» — от конкретики к символике. «Линейные», «спиралевидные» и «сетчатые» символы. Пещера как символ. Притча о животных. Лиственница и стланик. «Чистый воздух».
    Глава 6. Новеллистичность. Художественный очерк и новелла: статика и динамика. Действие и среда в новелле XX века. Напряжение и развязка. Элементы притчи и анекдота. Начальная и заключительная фразы новеллы. Поэтичность жанра. Название — ключ к тексту и составная его часть. «Противочувствие». Прямое слово «Очерков преступного мира».
Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. — М.: Республика, 1998. — 176 с.