
Художественный мир Варлама Шаламова
В своем диссертационном исследовании А.В. Аношина обосновывает необходимость системного и целостного изучения творчества писателя для выявления интертекстуальных корреляций шаламовских рассказов в литературно-философском контексте эпохи. Ее работа представляет собой попытку анализа сборника «Колымских рассказов» с точки зрения литературоведческой категории художественный мир - как в аспекте идейно-художественной ценности, так и в свете философско-эстетических взглядов писателя.
Особенность «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова, по мнению исследователя, состоит в том, что в них отразились духовный опыт писателя, индивидуально-авторское художественное мышление, обладающее чертами как экзистенциального, так и мифологического сознания, что нашло отражение в мотивной структуре и пространственной организации его произведений. В «Колымских рассказах» основное внимание писатель уделяет исследованию проблемы разрушения личности в лагере и возможности духовного возрождения человека. Большую роль в раскрытии духовного мира персонажей Шаламова играют автопсихологизм «новой прозы» и имплицитно-подтекстовый способ повествования. Спецификой «Колымских рассказов» является наличие ярко выраженных экзистенциальных мотивов – мотивов абсурдного мира, одиночества, обреченности, воскресения. Своеобразие художественного мышления Шаламова раскрывается в сопоставлении его рассказов с экзистенциальными произведениями Л. Толстого , Л. Андреева, А. Камю, Ж.-П. Сартра и др. Возможность рассмотрения «Колымских рассказов» в данном контексте доказывает, что на творческую манеру Шаламова значительное влияние оказали русская и европейская экзистенциальные традиции.
Все права на распространение и использование произведений Варлама
Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы
сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта shalamov.ru. Использование
материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@shalamov.ru.
Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.