Варлам Шаламов

[О человеке и мире]

Из сборника «Из глубины. Мысли и афоризмы»

Афоризмы

Человек в глубине души несет дурное начало, а доброе проясняется не на самом дне, а гораздо дальше.

* * *

Человек оказался гораздо хуже, чем о нем думали русские гуманисты XIX и XX века. Да и не только русские, зачем это все скрывать?

* * *

Человеческий тип синантропа немногим отличается от современника, изучающего кибернетику и ритмы Гете. Фашизм, да и не только фашизм, показал полную несостоятельность прогнозов, зыбкость пророчеств, касающихся цивилизации, культуры, религии.

Но до революции именно в эту зыбкость-то и не верили, убаюкивая себя и своих близких скорым пришествием рая – все равно, земного или небесного.

* * *

Гамсун в «Соках земли» оставил нам гениальную попытку показать психологию простого крестьянина, живущего далеко от культуры, — его интересы, его поступки и мотивы их. Других подобных книг в мировой литературе я не знаю. Во всем остальном писатели с удручающей настойчивостью начиняют своих героев психологией, далекой от действительности, гораздо более усложненной. В человеке гораздо больше животного, чем кажется нам. Он много примитивнее, чем нам кажется. И даже в тех случаях, когда он образован, он использует это оружие для защиты своих примитивных чувств. В обстановке же, когда тысячелетняя цивилизация слетает, как шелуха, и звериное биологическое начало выступает в полном обнажении, остатки культуры используются для реальной и грубой борьбы за жизнь в ее непосредственной, примитивной форме.

* * *

Экологи лишь повторяют блатную поговорку: «Из зверей самый хищный — человек».

* * *

Как мало изменилась Расея. Если вы помните, основной вывод Достоевского из «Записок»— это то, что человек ко всему привыкает. Это правильно с тем дополнением, что границы привыкания нет, унижения, издевательства бесконечны...Что изменилось за сто лет? А что осталось, вероятно, это вечное свойство человека.

* * *

Кого больше не свете — дурных или хороших людей? Больше всего трусов (99%), а каждый трус при случае подлец.

* * *

«Мы исходим из положения, что человек хорош, пока не доказано, что он плох».

Все это — чепуха. Напротив, вы всех считайте за подлецов сначала, и допускайте, что можно доверить подлецу. Доказательства надо представлять самому.

* * *

Подлец от порядочного человека отличается в тюрьме тем, что подлец считает, что только он один невинен и попал в тюрьму по ошибке, а все остальные — враги советской власти.

* * *

Честный же человек считает, что раз он, вовсе не винный, попал в тюрьму, туда могут попадать и другие, его многочисленные соседи по тюремной камере.

В этом — ключ ко многим замкам нашей жизни.

* * *

В наше время верили в самовоспитание, в моральное самосовершенствование, в самодисциплину, в рахметовщину.

Только война, гитлеризм и сталинизм показали, насколько чуждо человеку подобное самовоспитание, разрушенное, как хрупкий сосуд и разлетевшееся на мелкие клочки.

Наше время показало, что человек подлец и трус, и никакая общественная сила не заглушит этой настоящей сути человеческой природы.

* * *

Человек — это блядь.

* * *

Я небольшой марксист, но разобраться, кто блядь и кто не блядь, я могу.

* * *

Сомнение, нерешительность — это и есть признак человечности.

* * *

Простые истины усваиваются в детстве у матери, у камелька.

* * *

Наше сердце старше нас, раньше нашего рожденья бьется сердце.

* * *

Жизнь человека оправдывается его интересами, его устремлениями на высокое.

* * *

Герои бывают либо высокие, либо — маленькие. Героев среднего роста не бывает.

* * *

Героизм должен быть безымянным.

* * *

Должны же быть такие люди,/ Кому мы верим каждый миг. / Должны же быть живые Будды, / Не только персонажи книг.

* * *

Что делает человека выше ростом? Время.

* * *

Человек лучше запоминает хорошее, доброе и легче забывает злое. Воспоминания злые — гнетут, и искусство жить, если таковое имеется, — по существу есть искусство забывать.

* * *

В провалах памяти и теряется человек.

* * *

Самое главное несчастье человека, заложенное в его природе, это то, что четыре раза в день надо есть.

* * *

Голодному человеку можно простить многое, очень многое.

* * *

Страшная вещь — толпа.

* * *

Век дилетантизма. Все революции делают дилетанты.

* * *

Или время стало сложным. Дело не в многозначительных ответах. Многозначительные ответы – это политика, то есть подлость.

* * *

Разумного начала в жизни нет.

* * *

Мир живет по своим законам, ни политики, ни историки не могут представить его развитие. Однако неожидан урок обнажения звериного начала при самых гуманистических концепциях.

* * *

«Колымские рассказы» — это попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя, внутри себя — и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла. Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда.

* * *

Любой рассказ всегда документ – документ об авторе, – и это-то свойство, вероятно, и заставляет видеть в «Колымских рассказах» победу добра, а не зла.

* * *

В «Колымских рассказах» нет ничего, что не было бы преодолением зла, торжеством добра, – если брать вопрос в большом плане, в плане искусства.

* * *

Я не вижу никаких причин исключить лагерную тему из литературного сырья для современного писателя. Напротив — я вижу именно в лагерной теме выражение, отражение, познание, свидетельство главной трагедии нашего времени. А трагедия заключается в том, как могли люди, воспитанные поколениями на гуманистической литературе («от ликующих, праздно болтающих»), прийти при первом же успехе к Освенциму, к Колыме.

* * *

Это не только русская загадка, но, очевидно, мировой вопрос.

* * *

Условия? Но условия могут повториться, когда блатарская инфекция охватит общество, где моральная температура доведена до благополучного режима, оптимального состояния. И будет охвачено мировым пожаром в 24 часа.

* * *

Я думаю, что изучение русской, «славянской» души по Достоевскому для западного человека, над чем смеялись многие наши журналы и политики, привело как раз ко всеобщей мобилизации против нас после второй мировой войны. Запад изучил Россию именно по Достоевскому, готов был встретить всякие сюрпризы, поверить любому пророчеству и предсказанию. И когда шигалевщина приняла резкие формы, Запад поторопился отгородиться от нас барьером из атомных бомб, обрекая нас на неравную борьбу в плоскости всевозможной конвергенции. Эта конвергенция – неохота тратить бесчисленное количество средств – и есть плата за страх, который испытывает Запад перед нами. Говорить, что конвергенции сработались, могут только авантюристы. Мы давно брошены Западом на произвол судьбы. Все действующие аппараты пропаганды — шептуны, и ничего больше. Атомная бомба стоит на пути войны.

* * *

Бжезинский и прочие хитрожопые подстрекают. Им надо обязательно крови.

* * *

Атомная бомба — единственная гарантия мира.

В. Шаламов. Из глубины. Мысли и афоризмы». Летний сад — Университетская книга. М-СПб. 2016
Именной указатель: Гете И.В., Достоевский Ф.М.