Варлам Шаламов

Авторский каталог

Ольга Ключарёва

Журналист, участник редакции Shalamov.ru (г. Москва).

  • Ольга Ключарёва, Гамзе Оксюз «Шаламов — современный классик» (апрель 2023)

  • «Самая большая сложность при переводе художественных текстов – передать уникальный в каждом случае стиль автора. В связи с этим мне было непросто донести тонкие особенности новой прозы Шаламова. Когда я начала переводить первый рассказ, “По снегу”, то думала, что никогда не смогу его закончить, до конца жизни. Помимо самого содержания рассказов, язык Варлама Тихоновича также совершенно уникален».


  • Ольга Ключарёва, Кевсер Тэтик «Тексты Шаламова музыкальны и ритмичны. В этом его тайна» (апрель 2023)

  • «Когда читаешь “По снегу”, то сразу сложно понять, почему чтение дается с трудом, несмотря на простоту содержания и формы. Я поняла, что ответ заключен в последнем предложении: «А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели». В этой короткой фразе заключено очень многое».


  • Ольга Ключарёва «Несвободный заданный жанр» (В.Т. Шаламов и театр. Голос драматурга). (2023)

  • «Пьесы, наверное, писать очень трудно — труднее, чем повесть или роман, и всякому большому писателю хочется, наверное, написать хорошую пьесу — в этом несвободном заданном жанре попробовать свои силы — освободить себя от заботы закрепления пейзажа, интерьера, соблазняет прямота обращения к зрителю, упрощенность воздействия, новизна задач…». Так размышляет Шаламов в письме к одному из своих адресатов в 1956 году.


  • Ольга Ключарёва Упрямый замысел народного театра (22 октября 2022)

  • «Театр — всегда путь. Любой театр. И, по большому счёту, истинно оправдывая свой смысл — он есть “Всё или ничего”! На помощь, в точнейшем определении задачи не автора только, но вообще — свободного дела, деятельности — приходит В.Т. Шаламов, спектакль по произведениям и записям которого посчастливилось увидеть в Красновишерске в октябре 2022 года».


  • Ольга Ключарёва, Яков Рубин Яков Рубин: «Шаламов – не про лагеря. Он весь – про человека» (17 июля 2021)

  • В дни Открытого фестиваля «Четвертая Вологда»-2021 Вологодский камерный драматический театр в очередной раз показал спектакль «Отче наш» по произведениям В. Т. Шаламова. Этому спектаклю уже двадцать лет. Художественный руководитель театра Яков Рубин рассказывает об истории спектакля и своем пути к Шаламову.


  • Дарья Грицаенко, Ольга Ключарёва Дарья Грицаенко: «Нужна эмоциональная и интеллектуальная зрелость, чтобы понять Шаламова» (июнь 2021)

  • «Шаламов отрицает традицию, потому что описывать беспрецедентный, ни с чем не сравнимый катастрофический опыт XX века традиционными способами невозможно — форма будет просто неадекватна содержанию. Он создаёт принципиально новый язык, нет ничего похожего на его прозу, и именно потому её так долго не воспринимали как искусство».


  • Ольга Ключарёва Примета нашего времени (29 декабря 2020)

  • «То, что мы видим — это не “опыты Дэвида Линча” и даже не “поиск нового и адекватного шаламовскому языка”. Это обыкновенный набор сцен и эпизодов. В духе лучших времён вгиковского конкурса “Святая Анна”. И не более того. Тут и там — раздражающая несуразица. Раздражающая даже меня — отнюдь не погружённого во все подробности событий последних дней жизни В.Т. Шаламова — человека».


  • Ольга Ключарёва Мисима и Шаламов: «красивый вариант» трактовки (июнь 2020)

  • «Мисима и Шаламов — не просто разные авторы и разные люди. Их полюса настолько противоположны, что если бы даже каким-то чудом эти авторы прочли бы произведения друг друга, то, уверена, лишь подивились бы друг другу, но в точности бы высмеяли все попытки хоть как-то их объединить и скрестить».


  • Ольга Ключарёва Дни Шаламова в Вологде (20 января 2020)

  • «Варлам Шаламов — неудобная, не вмещающаяся в прокрустово ложе привычных обобщений, всякого рода затертых форм, идей, жанров фигура. Он слишком умён, слишком громок или часто, напротив, тих, слишком правдив или слишком неподкупен. События Дней Шаламова в Вологде ещё раз ясно продемонстрировали это, ещё раз задали самые разнообразные векторы, по которым нам нужно и важно идти к Шаламову, перечитывать его и думать».


  • Ольга Ключарёва Юлия Рутберг: «Меня привёл к Шаламову Мандельштам…»

  • «В дни Открытого шаламовского фестиваля “Четвёртая Вологда” в Вологодском драматическом театре был показан спектакль “Бродячая собака”. Народная артистка России, актриса Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова Юлия Рутберг и пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Воронков в своём музыкальном спектакле собрали произведения выдающихся отечественных авторов от А. Пушкина до А. Ахматовой и Д. Самойлова. Специально для фестиваля была подготовлена тема, посвящённая личности и поэзии В. Шаламова».


  • Ольга Ключарёва Пермь-Красновишерск, 28-30 октября 2022 года

  • Центральным событием большой программы, организованной музеем-заповедником «Пермь-36», стала VII Всероссийская конференция «Люди и стройки: социокультурный портрет эпохи первых пятилеток». Помимо этого, гости и участники смогли познакомиться с Пермским краем, побывать на территории Мемориального комплекса «Пермь-36», в музее и архивном отделе города Красновишерск, в Вишерском заповеднике. Личный взгляд на события и фотографии – от члена редакции Shalamov.ru, журналиста Ольги Ключарёвой.


  • Ольга Ключарёва Дебин. Пристанище Шаламовского замысла

  • «Шаламовская комната-музей открыта была по инициативе и стараниями, как это часто здесь случается, пары человек. Главный врач Георгий Гончаров и человек, много лет собирающий сведения о происходившем здесь, о многих судьбах заключенных и разных иных людей, прошедших через этот край, Иван Александрович Паникаров. Они и начали. На разных этапах подключались другие люди. И директор артели Владимир Найман. И путешественник и лидер экспедиций и инициативы по увековечению памяти заключенных-греков Иван Джуха...»